Беспилотники поедут по новым дорогам: дальнобойщики останутся без работы?

Минтранс разработал законопроект «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По самым скромным подсчетам аналитиков, рынок беспилотных ТС через 10 лет будет оцениваться в $9,5 млрд. Поэтому вполне понятно, почему сегодня крупные инвесторы торопятся сделать ставки на будущее и украшать своими логотипами беспилотные машины.

Развитие автономных ТС и их дальнейшее коммерческое использование обещают в скором времени обернуться множественными социальными и экономическими преимуществами, среди которых наиболее очевидными представляются безопасность дорожного движения, экономическая эффективность и улучшение экологической обстановки. Однако несмотря на открывающиеся грандиозные перспективы, в настоящий момент заинтересованные стороны и потенциальные участники рынка беспилотных авто сталкиваются с широким кругом проблем правового регулирования, которые связаны со всеми аспектами сложного и многогранного процесса автономизации.

В ответ на сложившуюся ситуацию, в целях урегулирования общественных отношений, связанных с изготовлением и эксплуатацией высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), Минтранс России разработал законопроект «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и опубликовал его для обсуждения. Этому законопроекту еще предстоит пройти долгий путь согласовательных процедур, прежде чем стать полноценным работающим правовым актом, в котором окончательно будут закреплены правила поведения соответствующих участников общественных отношений.

Анализируя имеющийся текст, можно сказать, что создатели документа разработали достаточно развернутый понятийный аппарат, раскрывающий такие новации, как автоматизированная система вождения, автоматизированный режим управления, высокоавтоматизированное транспортное средство, динамическое управление, среда штатной эксплуатации и т. д. В проекте перечислены общие требования к ВАТС и условия их допуска к участию в дорожном движении. Не забыли разработчики закона и об основных обязанностях изготовителей, владельцев и операторов ВАТС, об этом свидетельствуют надлежащие статьи, регламентирующие ключевые положения об ответственности изготовителя, владельца и оператора.

К примеру, ст. 8 четко определяет обязанности владельца, основными из которых являются обеспечение исправного технического состояния и обязательное страхование своей гражданской ответственности. Изготовитель ВАТС несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных недостатков ВАТС, влияющих на безопасность дорожного движения, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о них в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В общей сложности законопроект содержит 17 статей и предусматривает срок вступления Федерального закона в силу 1 марта 2025 года. Проектом также предусмотрено внесение поправок в законы, логично связанные с темой беспилотников, например, в ФЗ о безопасности дорожного движения, об ОСАГО, в устав автомобильного транспорта и другие нормативные документы. Уместно добавить, что этот вариант законопроекта является по счету уже третьим, первые два были отозваны в 2019 и 2020 годах из-за существенных недостатков.

КОРИДОР ДЛЯ БЕСПИЛОТНИКОВ

На пресс-конференции Вадим Филатов, заместитель директора транспортной компании ПЭК, рассказал, что в ходе Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение об организации на трассе М-11 «Нева» беспилотного транспортного коридора. Первыми участниками соглашения стали КАМАЗ, «Национальные телематические системы» (НТС), X5 Retail Group и «Первая экспедиционная компания» (ПЭК). В данный момент бесконтрольное движение беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования в России запрещено, но до 2024 года в эксперимент будут включены дороги общего пользования и будут исключены требования относительно непосредственного нахождения водителя в кабине. По сути, трассе М-11 «Нева» уготовано место первого в России беспилотного логистического коридора.

Транспортная компания ПЭК — один из участников эксперимента по тестированию беспилотных перевозок на М-11. Не дожидаясь официального старта эксперимента, компания уже в марте этого года на закрытой территории логистического хаба в Бутово протестировала грузовую беспилотную платформу EVO-1 совместно со своим партнером — технологической компанией Evocargo. Цель — увеличение эффективности транспортировки грузов.